Должность: 
Заведующий кафедрой «Русский и иностранные языки»

Ученая степень:
Кандидат педагогических наук

Ученое звание:
нет

Адрес: г. Донецк

Телефон:+38 062 345 29 49

E-mail: g.merhelevich@dat-dn.ru

Уровень образования: 

Высшее. Специализированное учебное заведение обучения иностранным языкам «ИН-ЯЗ» (Министерство просвещения РСФСР), г. Москва, 1979 г.
Институт научно-технического перевода (Всесоюзный совет научно-технических обществ СССР), г. Донецк, 1981 г.

Наименование направления подготовки или специальности:
Специальность: Иностранные языки

Квалификация:
Переводчик научно-технической литературы высшей категории

Общий стаж работы: 56 лет

Стаж работы по специальности: 26 лет

Научные интересы: 

Иноязычная подготовка индивида к интеграции с международным культурно-профессиональным информационным пространством. Психолого-педагогические и филологические основы формирования переводчика как профессионала.

Технология перевода с родного языка на иностранный с формированием собственного лингвистического ресурса на фразеологической основе.

Методология обучения иностранному языку на монолингвальной основе

1. Профессиональная переподготовка по английскому языку — свидетельство № 298 от 22.10.1979 г. Государственные центральные курсы заочного обучения иностранным языкам «ИН-ЯЗ» Министерства просвещения РСФСР, г. Москва, РФ.
2. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации № 000373 по теме «Цифровое образование и преподавание английского языка», 16 ч., 11.10.2019 — 12.10.2019 г., ООО «Образовательные технологии», г. Москва, РФ.
3. Удостоверение о повышении квалификации QB 0220001313 от 24.01.2020 г. по программе «Педагогика высшей школы», 150 ч., Институт педагогики ГОУ ВПО «ДОННУ».
4. Удостоверение о повышении квалификации QB 0220001081 от 24.01.2020 г. по программе «Безопасность жизнедеятельности», 144 ч., Институт педагогики ГОУ ВПО «ДОННУ».
5. Сертификат о прохождении стажировки в рамках повышения квалификации, приказ № 157/06 от 29.01.2019 г. по программе «Современные информационные технологии в образовании», 72 ч., ГОУ ВПО «ДОННУ».

1. Мерхелевич, Г.В. Среднее образование: структурно-функциональные основы алгоритмирования процесса обучения иностранному языку как ресурсу подготовки учащихся к интеграции в иноязычную культурную среду [Электронный ресурс] / Г. В. Мерхелевич // Интерактивный научно методический журнал «Сообщество учителей английского языка» : сайт. – Электрон. дан. – [б. м.], 2011-2018. – Режим доступа: http://www.tea4er.ru/home/volume8/4194-2015-10-27-07-53-07. – Загл. с экрана.
2. Мерхелевич, Г.В, Иноязычная подготовка специалиста к интеграции в международное научно-образовательное пространство / Проблемы и перспективы развития науки в университете в условиях Луганской народной республики. Сборник материалов Научного Форума, посвященного 95-летию Луганского государственного университета им.Т. Шевченко и Дню российской науки. 9 февраля 2016 г.- Луганск: г.Луганск «Альма матер», 2016. – С. 198 – 204. – 0,81 п. л.
3. Мерхелевич, Г.В. Функционально-технологические аспекты методики перевода с родного языка на иностранный / Современные проблемы многоуровневого образования: материалы XI Международного научно-методического симпози-ума (Дивноморское, 1–5 октября 2016 г.). – Ростов н/Д: ДГТУ, 2016. – 252 c. С. 28-41.
4. Мерхелевич, Г.В. Психолого-педагогические основы ускоренной иноязычной подготовки медработника к профессиональной деятельности в условиях войны (на опыте подготовки медицинского университета к преподаванию всех дисциплин на иностранном языке) / Система медицинского обеспечения в локальных войнах в 2-х т.: материалы Всероссийской науч.-практич. конф. с международным участием 14-15 апр. 2016 / ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2016. – Т. 2. – С. 221 – 223. – 0,21 п. л.
5. Мерхелевич, Г.В. Возможности использования двуязычного словаря для университетов с преподаванием на английском языке / Социально-профессиональное самоопределение личности обучающегося: теория и технология : материалы Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием (Белгород, 25 апреля 2017 г.) / Отв. ред. В.Н. Кормакова. – Белгород : ИПЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2017. – 396 с. С.192-196.
6. Мерхелевич Г.В. Иностранный язык : предмет для изучения или инструмент для овладения? Психолого-педагогическик и монолингво-филолгические подходы к проблеме / Иностранные языки и перевод в высшей школе : сб. науч. трудов / Л.Н. Ягупова (гл. ред.). – Донецк : ДонНУ, 2017. Вып. 3.. – 214 с. – С. 86-94.
7. Мерхелевич, Г.В. Проблема интеграции индивидуума в иноязычное культурно-информационное пространство / Содержание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И. Я. Лернера : Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения И. Я. Лернера (10–12 октября 2017 г.) / Составитель: А. А. Мамченко. В 2-х томах. Том II. — М.: ФГБНУ ≪Институт стратегии развития образования РАО≫, 2017. — 196 с. – С. 170-179.
8. Мерхелевич, Г.В. Психолого-педагогические особенности методологических подходов к обучению иностранному языку в зарубежной науке и практике: историко-научный обзор / Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики: Электронный сборник научных трудов / Под ред. В.М. Панфиловой. – Елабуга: Изд. ЕИ КФУ.– 2017. – 236 с. С.14-19.
9. Мерхелевич, Г.В. Методологические основы подготовки будущего специалиста к интеграции с иноязычным культурно-информационным пространством / Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе Текст: материалы III Международной научно-практической конференции (26 мая 2017 г.). – Омск: Изд-во «Ипполитова», ОАБИИ, 2017. – 315 с. С. 171-178.
10. Мерхелевич, Г.В. Методологические основы технологии адаптации будущего специалиста неязыкового профиля к иноязычному информационному пространству / Иностранные языки и перевод в высшей школе : сб. науч. трудов / Л.Н. Ягупова (гл. ред,). – Донецк : ДонНУ, 2017. Вып. 3.. – 228 с. – С. 119-129.
11. Мерхелевич, Г.В. Повышение степени интеграции индивида с международным культурно-профессиональным информационным пространством: проблемы и пути решения / «Социально-правовые аспекты управления: проблемы теории и практики»: материалы II Республиканской науч. интернет-конф. 8 ноября 2018г., г. Донецк / ГОУ ВПО «ДонАУиГС». – Донецк: ДонАУиГС, 2018 –565с. – С.283-291 (0.37 п. л.)
12. Мерхелевич, Г.В. Технология формирования комбинированого двуязычного словаря фраз и словосочетаний новой структуры (на примере русско-английского варианта) / Г.В. Мерхелевич // Гуманитарный вестник (Горловка), 2018. № 6. – С. 205-214.
13. Мерхелевич, Г.В. Переменная исчисляемость существивтельных в английском языке: формирование адекватного восприятия смыслового значения / Studia Germanica, Romanica et Comparatistica: научный журнал / отв. ред. В. Д. Калиущенко. – Донецк: ДонНУ, 2019. Т.15. Вып. 1-2 (43-44). – с. 17-31.
14. Мерхелевич, Г.В. Обработка иноязычной информации с использованием информационных технологий при ее содержательно-смысловом восприятии и передаче средствами перевода на родной язык / Г. В. Мерхелевич, О. А. Захарова // Образовательные технологии и общество. – 2019. – Т. 22, № 2. – С. 38-43. (0.297 усл. печ. л.).
15. Мерхелевич, Г.В. Методологические особенности комплексного процесса формирования иноязычной активности студента / научный журнал «Вестник ДонНУ. Серия Б: Гуманитарные науки № 1/2019. – 214 с. – С.183-188.
16. Мерхелевич, Г.В. Технология иноязычной подготовки переводчиков и специалистов неязыкового профиля как инструмент сохранения качества родного языка / Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания русского и иностранных языков: Материалы II Международной научно-методической конференции (22 мая 2019 г.). – Донецк: ДонНТУ, 2019. – 210 с. – с.156-170. (0,64 усл. печ. л).
17. Мерхелевич, Г.В. Иноязычная подготовка специалиста как основа европейской интеграции науки, образования и культуры / Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы IV Международной научной конференции (Донецк, 31 октября 2019 г.). – Том 6: Педагогические науки. Часть 1 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2019. – 390 с. – С. 171-173 (0,15 п.л.).
18. Мерхелевич, Г.В. Методологические основы иноязычной подготовки будущего специалиста к естественной интеграции с международным информационным пространством / Вестник Академии гражданской защиты, выпуск 3 (19), 2019, с. 31-39. (0,763 усл. печ. л.).
19. Мерхелевич, Г.В. Методические аспекты обеспечения содержательно-смысловой адекватности академических и научных понятий при переводе на английский язык / Вестник ДонНУ Сер. Б: Гуманитарные науки. – 2018. – № 1 С. 214-224.
20. Мерхелевич, Г.В. Психолого-методологические основы опережающего формирования иноязычных разговорно-познавательных навыков школьника / Вестник ДонНУ. Сер. Б: Гуманитарные науки. – 2017. – № 3 С. 122-128.
21. Мерхелевич, Г.В. Методологическая основа системы научно-методического обеспечения процесса обучения иностраному языку студентов и специалистов / Вестник ЛНУ им. Т. / Шевченко «Серия 1. Педагогические науки. Образование» 2019 №2(28). – C. 31-37. https://elibrary.ru/contents.asp?id=41505578.
22. Мерхелевич, Г.В. Перевод с родного языка на иностранный: методологические основы процесса // Studia Germanica, Romanica et Comparatistica: научный журнал / отв. ред. В. Д. Калиущенко. – Донецк: ДонНУ, 2020. – Т. 16. – Вып. 2 (48). – 143 c. – С. 118-136.
23. Мерхелевич, Г.В. Методология, принципы и технология разработки двуязычного фразеологического словаря интегрированного типа как опорного ресурса для формирования профессиональной среды международного общения / Вестник ДонНУ. Сер. Б: Гуманитарные науки. – 2020. – № 1 С. 217-223.
24. Мерхелевич, Г.В. Концепция непрерывного обучения иностранному языку на корпоративной основе в условиях информационно-образовательной иноязычной среды / Вестник ЛНУ им. Т. Шевченко «Серия 1. Педагогические науки. Образование» 2020 №2 (46). — С.63-70.
25. Мерхелевич, Г.В. Профессионально ориентированная иноязычная подготовка специалиста: методологический подход к проблеме. Беларусь Республиканской научно-практической конференции (с международным заочным участием) Лингвокультурная среда профессионально В 42 ориентированного образования: материалы III-й Респуб. науч.-практ. конф. (с междун. участием). – Минск: ВА РБ, 2020. – 346 с. – C.115-121.
26. Мерхелевич, Г.В. Методология педагогической диагностики в системе непрерывного обучения английскому языку / Педагогическая диагностика: история, теория, современность: мате-риалы Всероссийской научной конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» / отв. ред. О.А. Кочергина [Электронный ресурс]. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический ком-плекс РГУЭ (РИНХ), 2020. – 223 с. – С.120-124.
27. Мерхелевич, Г.В. Сетевой корпоративный центр непрерывной иноязычной подготовки на основе объединенных ресурсов как новый образовательный ресурс // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы V Международной научной конференции (Донецк, 31 октября 2020 г.). – Том 6: Педагогические науки. Часть 1 / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2020. – 390 с. – С. 171-173 (0,18 п.л.).
28. Мерхелевич, Г.В. Методологические подходы к обеспечению адекватного восприятия иноязычной информации в сетевом взаимодействии на основе виртуального образа / Вестник Института гражданской защиты Донбасса. – 2020. – № 4 (15). – С.74-79. – 0,59 п.л.
29. Мерхелевич, Г.В. Исторические этапы развития напрерывного обучения английскому языку в Европе и мире: научно-аналитический обзор / Вестник ДонНУ. Сер. Б: Гуманитарные науки. – 2020. – № 3. – 244 с. – С. 206-212.
30. Мерхелевич, Г.В. Методологические аспекты обучения иностранному языку в зарубежной науке и практике: научно-исторический обзор / Вестник Института гражданской защиты Донбасса. – 2020. – № 3. – С. 75 – 87. – 1,48 п.л.
31. Мерхелевич, Г.В. Методологические подходы к обеспечению точности восприятия иноязычной информации в сетевом взаимодействии на основе виртуального образа / Г. В. Мерхелевич // Вестник Академии гражданской защиты. – Донецк : ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР, 2020. – Вып. 4 (24). – С. 74-79. 0,59 п.л.
32. Мерхелевич, Г.В. Виртуальный образ как инструмент адекватного содержательно-смыслового восприятия иноязычной информации на монолингвальной и билингвальной основах // Studia Germanica, Romanica et Comparatistica: научный журнал / отв. ред. В. Д. Калиущенко. – Донецк: ДонНУ, 2021. – Т. 17. – Вып. 1 (51). – 143 c. – в печати
33. Мерхелевич, Г.В. Подготовка специалистов для работы в условиях международного информационного пространства в Донецком учебно-методическом комплексе иностранных языков АРПИ научного семинара технологов-машиностроителей «Перспективные направления развития финишных и виброволновых технологий» посвященного памяти заслуженного деятеля науки и техники РФ, д.т.н., профессора БАБИЧЕВА А.П. г. Ростов–на–Дону, 26 февраля 2021 г.
34. Мерхелевич, Г.В. АНГЛОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРИНЦИПАХ ОБЪЕДИНЕННЫХ РЕСУРСОВ / New Language. New World. New Thinking. Выпуск IV: Материалы IV международной научно-практической конференции / Отв. ред. Коптелова И.Е. М., 2021. – 844 с. – С.324-330.
35. Мерхелевич, Г.В. Монолингвальный подход к обучению иностранному языку в системе непрерывного образования на основе сетевого взаимодействия / Вестник ДонНУ. Сер. Б: Гуманитарные науки. – 2021. – № 2. – 244 с. – в печати.
36. Мерхелевич, Г.В. Сетевые технологии в обучении иностранному языку на монолингвальной основе / Г. В. Мерхелевич // Вестник Академии гражданской защиты. – Донецк : ГОУВПО «Академия гражданской защиты» МЧС ДНР, 2021. – Вып. 2 (26). – С. 74-79. 2,40 п. л.
37. Мерхелевич, Г.В. Организация сетевого обучения специалистов разного профиля иностранному языку на монолингвальной основе / Вестник ДонНУ. Сер. Б: Гуманитарные науки. – 2021. – № 3. – 244 с. – С. в печати
38. Merkhelevich, G.V. Principles of ESL Teaching to University Professors As Seen by Native and Non-Native Educators Studia Germanica, Romanica et Comparatistica: научный журнал / отв. ред. В. Д. Калиущенко. – Донецк: ДонНУ, 2017. Т. 13, Вып. 4 (38). – 140 c. – C. 114-130. (Г.В. Мерхелевич. Методологические подходы к организации обучения преподавателей университетов иностранному языку в исполнении носителей языка и отечественных филологов)
39. Merkhelevich, G.V. Learning-centered Methodological Approaches, Methods and Tecniques of Teaching English To Non-native University Professors. – Russian Linguistic Bulletin (15) 2018 p. 9-17 (0.82 п. л.)
40. Мерхелевич, Г.В. Иностранный язык: изучать как предмет или применять как инструмент / Г.В. Мерхелевич. Киев: Восточный издательский дом, 2018. – 324 с. – (Научно-техническая библиотека АРПИ на иностранных языках).