В рубрике «МЫ ВАС ПОМНИМ» предлагаем ознакомиться с воспоминаниями о героине тыла Великой Отечественной войны Сильченко Анастасии Григорьевне, предоставленными ее дочерью, ребенком войны, заведующей библиотекой академии Анисимовой Людмилой Сергеевной.

«Моя мама, Сильченко Анастасия Григорьевна, родилась в 1915 году. После школы, поступила на юридические курсы, которые окончила перед войной. На третий день войны (24 июня 1941г.) родила меня и работать по специальности не могла. Когда немцы подходили к Донецку, мама уехала в село к родителям. Война собрала под родительское крыло всех, кто ранее вылетел из его гнезда. Вся родня собралась в родительском доме ( пятеро сестер и брат-инвалид) с одним или двумя детьми.

Дом состоял из двух комнат, кухни, хозяйственной пристройки. Надо было не только выжить, но и вырастить детей, поэтому не очень обращали внимание на бытовые условия. В тесноте, да не в обиде, когда нет распрей, ссор, раздоров . Это большая и дружная семья. Женщины проявляли чудеса мужества и отваги — валились с ног, но работали – всю мужскую работу взвалили на свои плечи. Дети, конечно, тоже натерпелись – холод, голод, разруха. Взрослеть приходилось быстро, не по годам.

После отступления немцев от города Донецка остались они развалины. Когда-то мощный промышленный город был разрушен почти до основания. За восстановление взялись все жители от мала до велика. Каждый на своем месте вносил свой вклад.

Долгое время мама работала в прокуратуре Кировского района, затем перешла в сферу торговли, работала завмагом. Всегда трудилась честно и добросовестно. И в 1970 голу была награждена медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».

Мне бы хотелось знать больше о том военном времени. К сожалению (или к счастью), я мало что знаю, как мама жила во время войны. По обрывкам фраз, которыми обменивались сестры (родственники) во время встреч, вспоминая тяжелое военное и послевоенное время. Вспоминать это было скорей всего очень мучительно , тяжело и больно. Когда вспоминания возвращают в то тяжелое время и заново переживаешь все ужасы, кошмары, тяготы, страхи. Тяжкий груз прошлого (в психологии это называется «синдром войны»). И я прекрасно понимаю это состояние мамы, потому что сама пережила голод 1947 года.

Но война не озлобила маму и не сломила ее. Она была очень добрым человеком и ценила каждое мгновение жизни. Ее доброта распространялась не только на меня, на внучку, правнуков, на родных и близких. Но и на всех, кто с ней работал или соприкасался. В том числе на всех моих друзей и подруг, которые любили ее и ценили общение с ней. Даже тех, кто несправедливо поступил с ней, она умела прощать и найти оправдание таким поступкам. Хотя и очень огорчалась из-за этого. Ее любили на всех работах, где она была.

Вспоминая все ужасы и лишения, которые пришлось пережить моей маме и мне, в отгремевшей много десятилетий назад Великой Отечественной войны, я никогда не могла представить, что в свои 80 лет буду писать эти воспоминания под несмолкающий гул и грохот кананады сегодняшней войны, затеянной Украиной только за то, что Донбасс имеет свой взгляд на период жизни нашей страны в советское время. Но Донбасс всегда жил своим умом и хорошо помнит слова Б.Горбатова «Донбасс никто не ставил на колени и НИКОМУ поставить не дано». ( Материал подготовила Людмила Анисимова)

Похожие записи